Отправить запрос

Издательство "ИНДРИК"

Сегодня у нас в гостях генеральный директор московского издательства «Индрик» Кирилл Вах.

«Индрик» -  издательство с гуманитарным вектором, выпускающие уникальные книги о культурном и историческом наследии и современности, требующие соответствующего полиграфического исполнения на уровне искусства.

Начиная с 1992 года, здесь выходят научные книги по разным областям славяноведения, включая историю славян и славянских литератур, фольклористику и лингвистику. Кроме того, издаются прекрасные книги по истории Византии и эллинистике, по истории и теории искусства, реставрации культурных памятников, книги по русской истории и истории православной церкви. Эти книги принесли издательству известность и авторитет в научных кругах. Само научное книгоиздание как бизнес — очень специфично, и успех зависит от многих слагаемых, таких как творческий подход при формировании издательского портфеля и привлечении «своих» авторов, поиск источников финансирования для дорогостоящих проектов и разработка схем реализации научных книг выпускаемых, как правило, тиражом до 1000 экземпляров. Бизнес и творчество для Кирилла Ваха — неразделимые понятия. И это прекрасно!

 

Индрик...

Индрик-зверь — мистическое существо, царь зверей древнеславянского мира. По преданию, он жил под землей, боролся со всякой нечистью, а также влиял на плодородие земли, отворяя подземные водные ключи. Этот персонаж народного эпоса изображался в виде подземного монстра или единорога. Единорог — творение человеческой фантазии, ее тайный триумф. Самый знаменитый представитель фантастического бестиария. Он — «сокровенная струна европейской культуры»; «индрик-зверь — всем зверям зверь», как пелось в старинной русской песне... На протяжении веков единорогу упорно приписывают всевозможные добрые качества: соотносили его со справедливым правителем и рождением мудрецов, рисовали «чадолюбивым» любителем единения, нежным поклонником чистоты, смиренным и благочестивым. Ничто дурное не липло к его шерсти. Воображение человека словно устало от оборотней, василисков, пышущих жаром драконов, коварных сирен. И вот, среди всякой нечисти и нежити, враждебных человеку, воссиял обаятельный образ зверя, который дик и буен, но способен стать покорным и ласковым. Рядом со злой колдуньей должна быть фея. Рядом с оборотнем — единорог, так сказать, антиоборотень: зло, которое оборачивается добром, вожделение, которое превращается в почтение к целомудрию...

 

От первого лица...

«...Вместе с моим другом и партнером по издательству Сергеем Григоренко мы учились в одном институте - Историко-архивном. Первую издательскую практику получили там же, участвуя в создании Греко-латинского кабинета Ю.А. Шичалина и реализации его издательской программы (выпуск греческого словаря А.Д. Вейсманаи последующих книг). В случае со словарем нам казалось, что это будет страшный прорыв - было отпечатано неимоверное количество экземпляров! (Они до сих пор не распроданы и где-то лежат, в том числе и у меня на даче.)

Когда в результате проводимых в стране реформ стало возможно заниматься бизнесом, мы придумали собственный издательский проект. «Голод» на добротную научную литературу в советское время существовал, и немалый, несмотря на то, что и Академия науки крупные научные издательства работали по своим тематическим планам.

Все мы помним влияние марксизма-ленинизма и советской цензуры. Сразу после окончания института мы в полном составе команды «греко-латинского кабинета» (редактор, главный редактор, другие сотрудники) основали издательство «Индрик». Мы были молодыми и попытались издать одной из первых книгу, за которую многие солидные издательства побоялись бы браться. Это был цветной каталог античных гемм из собрания Музея изобразительных искусств имени Пушкина на четырех языках, в том числе и на латыни. То был опыт, стоящий дорогого! Когда я привез эту книгу в Германию и показал одному потенциальному покупателю, он в ответ взял первое попавшееся художественное издание и сказал: «Смотрите, КАК надо издавать книги по искусству».

Прошли мы и «полиграфическую школу». Печатались в Можайске. Завезли в типографию мелованную бумагу, а на выходе получили издание в виде «радуги», т.е. все остатки бумаг, которые оказались в наличии на складах типографии, были использованы в этом издании. Наше сотрудничество с «Августом Боргом» - результат и собственного роста (в издательском портфеле солидное место занимают книги альбомного типа) и тех условий, которые предлагает нам типография. Вы, на мой взгляд, замечательно печатаете цвет, и у вас в принципе, очень профессионально и вместе с тем универсально решен вопрос цветокоррекции. Еще один большой плюс - возможность печатать книги разного формата, иногда и придумывая этот формат, исходя из условий целесообразности. В этой ситуации вы находите интересные технологические решения и можете предложить цену, о которой заказчик даже не может мечтать в «стандартизированной» типографии. Производственный процесс, на мой взгляд, достаточно короток, прозрачен, все видно от момента сдачи до выхода. И очень важно отсутствие негибкости, зависимости от собственного хорошо отлаженного технологического процесса, когда люди скорее начинают убеждать, что этого не надо делать, чем искать пути.

КАК это сделать. Поскольку книгами вы стали заниматься относительно недавно, вашими конкурентами являются известные «старые» московские и питерские типографии, которые были раньше сосредоточенны на этом рынке. В первую очередь, это типографии издательства «Наука».

Издательства ищут, что естественно, где дешевле, но только на это покупаться нельзя, особенно в ответственных проектах. На мой взгляд, «Августу Боргу» следует искать личные контакты с издательствами и, конечно, предлагать возможности ваших нестандартных решений. А еще у вас очень хороший микроклимат - человеческий фактор.

Как и у вас, у «Индрика» была и есть своя конкуренция. Дело в том, что в занимаемой нами нише выживают очень специфические издательства. Они невелики по штату и достаточно мобильны, должны уметь в нужный момент увеличиваться путем привлечения сторонних сил и сокращаться до минимального объема, в зависимости от ситуации и количества заказов. Только такая гибкость дает возможность существования на рынке подобной научной литературы. Кроме этого, «старые» издательства уже имеют наработанный имидж в этой сфере, у них есть материальная поддержка со стороны государства (в виде грантов) и частных структур. Литература, которую мы выпускаем, в силу малых тиражей и больших редакционно – издательских затрат не может приносить прибыль сама по себе.

В начале пути у нас было два очень удачных издания: «Исторический синтез и школа анналов» Арона Яковлевича Гуревича и книга Кнабе, посвященная римской культуре. Книги получились действительно хорошие и имели немалый резонанс. Но возникла и оборотная сторона этого успеха – буря негодования у ректора Российского государственного гуманитарного университета. Он чуть было не уволил авторов из университета и даже настаивал, чтобы весь тираж был уничтожен. Надо заметить, что тогда мы ютились под эгидой РГГУ, а Сергей Григоренко даже был директором его издательства. Была проведена презентация книг, на которой мы познакомились с замдиректора Института славяноведения Виктором Александровичем Хоревым. Он пригласил нас к себе. Договоренность была очень простой – мы выпускаем оговоренный список литературы, а в свободное время можем заниматься своими проектами. Так мы с 1994 года фактически опали в структуру Академии наук.

Можно по-разному рассматривать издание подобной литературы – как бизнес или как интересное дело. И в зависимости от этого по-разному относиться и к выбору авторов. Представители научного мира достаточно серьезно реагируют на то, с какими авторами они будут стоять в одном ряду. Поэтому уровень и направленность издательства сами диктуют выбор авторов. Важно соблюдать чистоту жанра и не ставить во главу угла только прибыль. А это – краеугольный камень. Можно издать что угодно, но найдет или не найдет книга выход на рынок – вот в чем вопрос! Мне очень нравится заниматься проектами, связанными с Иерусалимом, Святой землей…

Издали (печатали в «Августе Борге») альбом «Строительство церкви Марии Магдалины в Иерусалиме на Елеонской горе». Печатали в три черных цвета, что обусловливал характер старых фотографий.

Наши книги рассылаются, прежде всего, по библиотекам. Но мы предлагаем свои издания и через интернет – магазин и через магазин «Нина» на Павелецкой (ул. Бахрушина, д. 28, напротив кинотеатра «Пять звезд»), где отобрана «элитная» литература из издательств Москвы, Питера и то, что удается достать из регионов.

Только что издали громадный альбом «Косово. Православное наследие и современная катастрофа» - книга результат работы целого года. Я называю ее «Последняя книга о Косово» (накануне создания независимого албанского государства на этой территории). Это научное описание памятников, которые находятся на территории Косово и которые мы можем потерять. Вторая часть – полный каталог разрушенных памятников, начиная с 1999 года, с фотографиями разрушений, сожженных монастырей, взорванных церквей, оскверненных алтарей и сербских могил. Сопровождаем текст отчетами официальных организаций, ЮНЕСКО, ООН и т.д., по событиям 1999, 2004 годов – двум волнам разрушений. Книжка вышла 1 декабря 2006 года. Это достаточно красочный альбом, мы приглашали специально художников, выбирали их даже не столько из ценовой политики, поскольку хотелось сделать нечто необычное, на европейском уровне. Специально дважды посылали нашего представителя в Белград, покупали фотографии, доставали съемку разрушений. Вышли два издания – на русском и английском языках.

 

Выбор…

К 1999 году, когда накопилось много ошибок, структура издательства в ее первоначальном виде оказалась нежизнеспособной. В то время у меня был параллельный бизнес, совсем не связанный с книгоизданием. Мне пришлось выбирать, чем заниматься основательно. Этому был ряд причин: и дефолт, и другие внутренние проблемы. В условиях нашего , тогда еще дикого капитализма, я очень скучал по кругу знакомых, дел, которые были связаны с наукой. Совмещать роль предпринимателя со всеми сопутствующими перипетиями с ролью издателя было невозможно – это две разные стороны жизни, которые никогда не сойдутся и пожирают друг друга. Я выбрал издательство, потому что это – МОЕ. И сегодня я получаю удовольствие от того, что делаю.»»




+7 (495) 787-06-77

ул. Амурская, д. 5, стр. 2
Москва, 107497

© 2010-2024, Типография Август Борг